вторник, 2 декабря 2014 г.

А что вы делаете, когда...

встречаете где-либо человека с видимыми физическими отклонениями? (хромота вследствие ДЦП, нарушенная координация движений, тремор лица и т.д., за которыми часто скрываются и нарушения интеллекта) На улице, в автобусе, в магазине или учреждении?

Варианты ответов:
1) смотрю с сочувствием или жалостью;
2) смотрю с неприязнью/пересаживаюсь;
3) прохожу мимо, не задумываясь, какой человек передо мной: с ограничениями или обычный;
4) отворачиваюсь (с разными чувствами: страхом, смущением, жалостью);
5) другой вариант.

Знаете, что делаю я? В большинстве случаев потихоньку отворачиваюсь. Не могу смотреть и встречаться взглядом с людьми, которые внешне имеют какие-то недостатки, указывающие на их особенности здоровья. А почему, что в этом особенного? Ну, сел такой человек перед тобой, и что? Не то, чтобы я чувствовала себя чем-то обязанной перед ними, или боялась. И тем более чтобы испытывала неприязнь. Просто не могу смотреть им в лицо, даже мельком. Сразу рождается много-много вопросов: за чьи грехи человек (часто уже с детства) расплачивается своим здоровьем, получится ли у него реализоваться в жизни и трудно ли ему будет дальше жить в обществе с нашей-то ментальностью.

И подобных вопросов много: какие чувства вызывает человек с инвалидностью у окружающих, насколько они готовы ему помочь в разных ситуациях, нуждается ли он в интеграции в общество или лучше вращаться "среди своих"?

Если вас заинтересовал этот вопрос, рекомендую к прочтению статью "Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья". Это интересное исследование, в котором есть и частичка моего участия. Сегодня вспомнила об этом и решила поделиться с вами. Знаете, мир такой сложный и наполненный негативом, что мы непроизвольно ищем легкие пути, хотим больше расслабляться и не желаем задаваться сложными вопросами. Но это нужно делать, чтобы понять, кто мы есть и что мы несем с собой в этом мире, в нашем обществе, в своей семье.
картинка с сайта РИА-Новости
Кстати, 3 декабря - международный день инвалидов, в связи с чем повсеместно проводятся мероприятия для людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделяется их насущным проблемам и повышению качества жизни. Главное, чтобы это не оставалось на бумажке, а предпринимались реальные меры по созданию комфортных и равных условий.

Ваша Лиза

3 комментария:

  1. если я вижу такого человека я стараюсь себя вести как будто передо мной обычный человек, не начинаю пристально рассматривать или всем своим видом показывать как мне его жаль. это не безразличие, просто я думаю что им и без моего сочувствия сложно, не комфортно. возможно обычный взгляд даст человеку иллюзию что он такой как все. все эмоции остаются внутри меня.

    ОтветитьУдалить
  2. я по разному реагиру, но чаще всего на лице не выражаю сочувствия , а только лишь дружелюбная улыбка, тоже часто пытаюсь смотреть в глаза именно добрым взглядом как бы давая понять что всё хорошо, и не все люди показывают пальцем, выражают неприязнь и тд... хотя я так им сочуствую, я мельком представляю каково им жить в наших неприспособленных для инвалидов городах, эллементарно сходить в магазин для таких людей часто подвиг и это очень печально....

    ОтветитьУдалить
  3. Мне всегда казалось, что именно эти люди могут стать великими гениями. Ведь не имея чего то одного - активно развивается что то другое. В моём вузе учился один мальчик, мне кажется он даже говорить нормально не мог, не ходил...постоянно с ним мама с инвалидным креслом, но... он учёный. Он выигрывал все олимпиады по высшей математике, разбирается в программировании отлично. Мне кажется он достиг того, чего не может достичь обычный среднестатистический человек. Но, конечно это стоило ему многого. И когда я вижу такого ребёнка, человека, мне кажется он создан для чего то особенного, по крайней мере об этом я в тот момент думаю... И мне искренне жаль тех, чей диагноз ведёт к смерти, их близких.

    ОтветитьУдалить