понедельник, 5 мая 2014 г.

Философия порока

Жизнь — то же, что и одежда: когда она загрязнится, ее чистят, когда продырявится, ее чинят; но одетым надо быть кто как может!
     Друзья, сегодня я к вам вместе с великолепным Бальзаком. Считаю своим долгом донести до других непревзойденные, дерзкие, вызывающие на разговор мысли, которые любой человек может почерпнуть из романа "Кузина Бетта". Как всегда, сюжет ставлю на последнее место, о нем вы и в любой аннотации можете прочитать. Нам важнее получить смысловые выжимки. И самым вкусным я делюсь с вами.

     О чем книга? Это роман о любви и ненависти, о величии и низости, об угасании Франции времен Наполеона и жизни светской элиты. О том, к чему могут привести злоба и зависть, подвигающие человека на чудовищные поступки, вкладывающие всю силу мстительных порывов в хрупкие (но загребущие) руки обиженной недоженщины. Дочитали? А теперь я скажу, что ерунда это всё. Давайте будем настоящими не только в жизни, но и в блогах. Я никогда не противопоставляю вышеупомянутые феномены. Их можно сравнивать, но говорить о разнополярности - это только себя на смех поднимать, ведь всё это: "чистота" и "грязь", порок и добродетель - плоды одного дерева. И Бальзак в своем романе подтверждает это:
И человек недюжинный, и пошляк, какой-нибудь Юло и какой-нибудь Кревель, равно чувствуют потребность как в идеале, так и в плотском наслаждении; все они устремляются на поиски этого таинственного андрогина, этой редкости, которая в большинстве случаев оказывается книгой в двух томах... Распутники, эти вечные искатели сокровищ, столь же виновны, как и всякие другие преступники, которые несут гораздо более суровое наказание.
     Кстати, об андрогине. Я всегда говорю, что все проблемы в отношениях из-за недостатка адекватности, мудрости и знания психологии человека. Будь многие девушки адекватнее, они смогли бы стать идеальными для своих половинок. Ну, а снизойди все эти качества на мужчин, они бы тоже стали счастливее. И здесь Бальзак просто литературно выражает мои же мысли (записывайте!!!):
Преданность жены, чувство столь ярко выраженное у Гортензии, принимается мужьями как нечто должное. Сознание, что беззаветная женская любовь — великая ценность, довольно быстро притупляется; так должник через некоторое время свыкается с мыслью, что деньги, взятые в долг, принадлежат ему. Благородная преданность становится вскоре как бы хлебом насущным для души, а неверность — соблазнительным лакомством. Женщина неприступная, и особенно женщина опасная, раздражает любопытство, как приправы возбуждают аппетит... Гортензия — жена, Валери — любовница. Многие мужчины хотят иметь оба эти издания одного и того же произведения, хотя неспособность сделать из своей жены любовницу доказывает лишь неполноценность мужа. Поиски разнообразия в любви — признак бессилия. Постоянство — это гениальность в любви, признак могучей внутренней силы, составляющей сущность поэта! Надо уметь обрести в одной женщине всех женщин, подобно тому как нищие поэты XVII века воспевали своих Манон в образах Ирид и Хлой!

     Ну что, мужчины, значит доступная супружеская любовь вам докучает, и вы начинаете искать большего, свежего и нового? А не сами ли вы делаете из своих любимых женщин зачуханных бабёнок, не видевших прелестей жизни? И потом обвиняете в том, что они не соответствуют вашим представлениям о женской роли. Хм, да, а ведь всего лишь нужно давать гореть огоньку, не подрезать мотыльку крылышки, и тогда всё будет о'кей.

     Сейчас, конечно, девушки довольно потирают ручки, ведь так приятно обличать мужчин в безразличии к женской доле. Но не волнуйтесь - вам тоже хорошего щелчка достанется. Ведь ошибки женщин совсем не то, что ошибки мужчин: они добровольно, руками своих же мужчин, развешивают себе ту самую лапшу, которая впоследствии столько несуразицы вносит в отношения полов. Вот вам пример женщины, безропотно сносящей развратные похождения мужа в солидном возрасте:
— У этой женщины, верно, очень дурной вкус, если она могла кого-то предпочесть моему Гектору. Ах! я бы не уступила тебя ни за какие сокровища! Как может женщина бросить тебя, когда ей выпало счастье быть любимой тобою!..

Взгляд, которым барон вознаградил жену за ее фанатическую любовь, утвердил Аделину в мнении, что нежность и покорность — самое сильное оружие женщины.
     Баронесса не могла, не умела преподнести свою белую грудь на роскошном блюде из кружев, наподобие г-жи Марнеф. Она не была посвящена в тайну известных поз, в действие известных взглядов. Короче, она не обладала искусством обольщать. Как бы ни старалась эта благородная женщина, она все же не сумела бы ничем прельстить искушенный взгляд распутника.
     Добродетель, пусть и столь безупречная, достойная восхищения и преклонения, здесь ошибается, потому что ей неизвестна сама жизнь. Нельзя спрятаться в своем гнёздышке и думать, что море глубокое, лишь потому, что ты его не способен переплыть.
Быть честной, недоступной для света и куртизанкой для мужа — значит быть женщиной гениальной, а таких мало. В этом заключается тайна длительных привязанностей, необъяснимых для тех женщин, которые лишены этого двойного и великолепного таланта.
     А вот порок, следуя страстям в поисках наслаждений, как раз таки видит многое. Да, он может преклониться перед величием добродетели, но при этом никогда не изменит себе, разве что только перед лицом смерти. И поэтому он способен побеждать, ведь успех порока (по Бальзаку) сродни успеху гениальности - трудные победы при наличии счастливого стечения обстоятельств, удачи и, конечно, личных дарований:
...баронесса узнала, к великому своему удивлению, что г-же Марнеф достаточно было одного вечера, чтобы пленить художника и стать его любовницей. «Как же они этого добиваются, такие женщины?» — спросила Лизбету баронесса. Ничто не может сравниться с любопытством добродетельных женщин, когда дело касается этой темы; они хотели бы обладать всеми обольщениями порока, оставаясь непорочными. «Да очень просто! Они обольщают, ведь это их ремесло, — отвечала кузина Бетта. — Видишь ли, моя милая, в тот вечер Валери могла бы соблазнить и святого». — «Объясни мне, как она за это взялась?» — «Тут не может быть теории, в этом деле есть только практика», — насмешливо отвечала Лизбета.
     Так значит, выгоднее быть человеком искушенным, чем незапятнанным? Нет, конечно, вы ведь еще не забыли о родственном происхождении этих антиподов. Не надо записывать себя в святых или надевать личину "плохиша", да и я роль бога сейчас на себя вовсе не примеряю, рассуждая здесь о феноменах жизни. Просто о взаимных переплетениях таких, казалось бы, разных, человеческих чувств и о том, к чему они приводят, нужно ЗНАТЬ. Без знания мы -ничто. Пока мы действуем в рамках заложенных еще в далеком детстве стереотипов, пока подчиняемся непонятно чьему жизненному опыту (но только не своей адекватности), мы так и будем думать, что существуют раздельно "хорошо" и "плохо", даже не по соседству, а вообще далеко друг от друга. А ну, кто желает сойти с пути истинного? Да, и прочтите книгу.

P.S.: почему-то "женских" цитат получилось больше, но в книге вкуснятины еще полно, и не только по поводу отношений полов.

Размышляйте, нагружайте мозг, это полезно в любом возрасте!
Лиза

2 комментария:

  1. мне очень понравилась рецензия. мне понравился ваш интеллект!))) запомню этот блог) спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. Какой у вас подробный получился обзор на книгу) Интересно было прочесть)

    mary-tur.ru

    ОтветитьУдалить