суббота, 8 ноября 2014 г.

Жизнь во имя себя

книга выпуска 1979 года
С творчеством Салтыкова-Щедрина я мало знакома. Было что-то в школьной программе, но как-то всё мимо прошло, не отложилось... Соскучилась я по русской литературе, и как раз на домашней книжной полке нашлись «Господа Головлевы», так мне и выбирать не пришлось. Начала читать легко, с наслаждением смакуя речевые обороты и подмечая, как интересно автор описывает жизнь провинциальных помещиков. Где-то на середине книги я поняла, что держу в руках социально-психологический роман с немалой долей сатиры. А в конце уже с напряжением вчитывалась в каждую строчку, ибо за вялотекущим сюжетом скрывалась такая острота, такая боль. Так и хотелось закричать: «Люди, ну как же ТАК можно жить?» Неужели их смысл жизни был настолько формальным, что никто его и не видел – в здоровье и счастье детей, в улыбках окружающих, в дружбе, в самой жизни как таковой?


Салтыков-Щедрин открывает нам жизнь дворянской семьи на исходе существования крепостного права. Все персонажи имеют разные темпераменты, разные устремления, но завершение жизни каждого настолько логично, настолько одинаково гадко, что становится ясно: они и не жили вовсе. Чем же они занимались? Солили рыжички, ели ватрушки, считали доходы. Скопидомничали, одним словом. А еще пустословили. Весь роман практически построен на беседах и монологах головлевского семейства. И ни одного слова искренности не прозвучало за жизнь ни одного из них.
Арина Петровна не имела ни малейшего понятия о том, как «балбес» проводит время в конторе... Она совсем потеряла из виду, что подле нее, в конторе, живет существо, связанное с ней кровными узами, существо, которое, быть может, изнывает в тоске по жизни. Как сама она, раз войдя в колею жизни, почти машинально наполняла ее одним и тем же содержанием, так, по мнению ее, должны были поступать и другие.
Перед нами – несколько разных характеров, но объединяет их одно – слабость, вырождение всего человеческого внутри. Одичание не только физическое, но и социальное. Отгородиться от мира, чтобы бесцельно соблюдать лишь бессодержательную обрядовую сторону жизни. Или стремиться войти в элитное общество, но так и не стать «своим» ввиду отсутствия таланта, умения общаться и проявить себя, да и самого ума как такового. Таковы стремления и начинания Головлевых, на первый взгляд, разные, но ведущие их к одному пути – постылому.

Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно-строптивое. И старость, и немощи, и беспомощность положения — все, казалось, призывало ее к смерти, как к единственному примиряющему исходу... И вот теперь этот конец наступил, конец, полный тоски и безнадежного одиночества. Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!
Полнейшая бездуховность скрывается за внешним соблюдением всех приличий (большинство из них построены на религиозном, обрядовом образе жизни), доведенным до автоматизма. Здесь никто не любит, никто не имеет стремлений, не проявляет живых эмоций. Есть только скудное выражение своих желаний, и то, в конце концов, притупляемое душевным и физическим бездействием.

Что дал Щедрин своим современникам и нам вместе с этим произведением? Щелчка по носу, вот что. Пристыдил, смело обнажил все извращения, на которые способна изживающая себя человеческая личность. Показал, как легко можно уничтожить чужую жизнь, подчиняя ее своему, заведенному порядку вещей. Родителям, детям, юным и людям уже в возрасте – книга адресована всем, кто действительно хочет жить человеком, быть человеком.

Прочтите роман, если не боитесь острых драм с практически отсутствующим сюжетом. Прочтите, если вас интересует русский менталитет – многое из характеров героев можно встретить и сегодня в нашем обществе. Если вам необходимо разобраться с какой-то жизненной проблемой, понять, почему люди поступают определенным образом – также берите книгу в руки.

И вот вам вопросик на раздумье: хороша ли жизнь только во имя себя?

Берегите тех, кого называете
своей семьей, ведь они у нас одни.

Лиза

Комментариев нет:

Отправить комментарий